Здравствуйте,
дорогие друзья. Сегодня мы предлагаем
вам для рассмотрения тему «Скептицизм
в христианстве». Мы попытаемся разобраться,
что такое скептическое мышление, и в
какой мере оно может присутствовать у
настоящего библейского христианина.
Давайте начнем с
определений. В Философском Энциклопедическом
Словаре мы читаем, что скептицизм — это
«философское направление, выдвигающее
сомнение в качестве принципа мышления,
особенно сомнение в надежности истины».
Что касается христианства, то понимая,
что сегодня мы зачастую сталкиваемся
с его номинальной формой, особо подчеркнем,
что будем говорить о той, которая
описывается в первоисточнике, то есть
в Библии.
На первый взгляд
кажется, что принцип сомнений вообще
не совместим с религиозным мировоззрением.
Само слово «сомнение» уже может выглядеть
как минимум подозрительно для верующего
человека, а порой и противопоставляться
истинной вере. Ведь если истиной является
сам Христос, то не понятно, как вообще
можно быть Его учеником, если не иметь
в этом твердых убеждений. Или ты веришь,
или сомневаешься, — перед таким выбором
могут поставить человека в церкви. И
это может привести к тому, что он либо
закроется от своих сомнений, либо
перестанет о них говорить, либо вообще
оставит общину. Каждый вариант плох и
разрушителен по-своему.
Негативное отношение к скептицизму в христианской среде говорит о том, что мы недостаточно хорошо понимаем его принципы. Мы увидим его необходимость, как только столкнемся с человеком, который будет убеждать нас в каких-то абсолютно невероятных, фантастических вещах и удивляться, почему мы относимся к этому с недоверием. Как бы вы сами отнеслись к человеку, заявляющему что Земля плоская, а Луна состоит из швейцарского сыра? Вот именно в такие моменты мы призываем на помощь здравый смысл и задаемся простым вопросом, — а так ли это на самом деле.
К сожалению, в современном христианстве существует множество доктрин, которые не имеют к нему никакого отношения. За прошедшие почти 2 000 лет церковь нередко позволяла себе утверждения, весьма далекие от сферы своей основной деятельности — спасения человеческих душ. И сегодня нам уже бывает трудно разобраться, являются они частью апостольского учения или же придуманы гораздо позже, причем людьми, не имевшими на то никакого права. Особенно очевидно это в вопросах из области естественных наук, по которым некоторые люди от имени церкви высказывались безапелляционно и часто. Сегодня мы видим их заблуждения и вынуждены чуть ли не извиняться за то, что церковь выставляла себя в таком дурном свете. Следует помнить, что эти заблуждения привели к появлению многих стереотипов о христианской вере, распространенных среди неверующих до сих пор. Например, о том, что христианство противится науке и что человек может доверять либо одному, либо другому.
Что же представляет собой скептическое мышление? Мы рассмотрим два его принципа. Первый состоит в воздержании от утверждений, не имеющих доказательств. Очевидно, что если бы каждый человек (кстати, не только верующий) придерживался этого простого правила, то в нашем мире было бы больше взаимопонимания. Христианину будет полезно явным образом отделять в своей речи то, в чем он уверен, потому что имеет доказательства, от того, в чем он уверен, просто потому что где-то об этом прочитал или услышал. При общении с неверующими этот принцип особенно важен. Также не следует бояться говорить о том, что мы чего-то не знаем (особенно, если это очевидно и без нашего признания). Это никак не повредит нашему авторитету, — скорее даже наоборот. Многие споры, причем не только религиозные, могли бы стать гораздо более продуктивными, если бы стороны придерживались этих простых правил.
Второй принцип
скептицизма — это так называемая гигиена
мышления. Он говорит о том, что нужно
тщательно следить за тем, во что мы
принимаем решение верить. Порой примером
истинно верующего человека нам может
казаться тот, кто принимает на веру
абсолютно всё. И чем в большей степени
его убеждения противоречат фактам из
окружающей действительности, тем более
сильной считается его вера. Например,
представляется более-менее очевидным,
что сегодня люди не воскресают из мертвых
и не излечиваются сами собой от
аппендицита, что у них не отрастают
конечности и не появляются новые знания
без специального обучения. И если человек
рассчитывает в этих вопросах исключительно
на чудо (ссылаясь на то, что Бог всемогущий),
то наверное он просто живет в мире
иллюзий, то есть в какой-то совершенно
другой реальности, построенной не Богом,
а им самим. И уж точно это не говорит о
том, что его вера сильна.
Более того, практика
«слепой веры» является весьма спорной
и даже опасной. Всегда важно проверять
себя, на основании чего мы верим в те
или иные вещи. И если нам кажется, что
на основании того, что якобы прямо
записано в Писании, то следует разобраться,
как это согласуется с тем, что происходит
в реальном мире. И второй вопрос, который
будет полезно задавать, — все ли христиане
верят таким образом, и если нет, то
почему. Например, если Бог желает, чтобы
все Его дети были богаты и успешны, то
почему это слишком часто не так? Если
Он желает, чтобы они никогда не болели
и не умирали, то почему это очевидно не
так? Если Библия говорит о шести днях
творения, то почему это противоречит
ясно подтвержденным научным фактам и
отвращает от принятия веры людей сведущих
в науке?
Проблема здесь в
устройстве нашего разума. Дело в том,
что принимать утверждения без строгих
доказательств интеллектуально гораздо
проще, чем всерьез трудиться над чистотой
своих убеждений. Привыкнув так поступать,
мы можем слишком увлечься, и начав
строить фундамент своего мировоззрения
на вере, затем постоянно добавлять в
него всё новые и новые вещи, порой уже
весьма противоречивые и далекие от
того, что есть на самом деле. Как верующие
люди, мы действительно вынуждены
принимать какие-то утверждения на веру.
В частности, даже сам факт существования
Бога не может быть доказан с той же
степенью строгости, как это принято в
точных науках. Конечно, это не умаляет
значения личного духовного опыта
человека и не говорит о том, что у нас
совсем нет никаких оснований для веры.
Напротив, они есть и их немало. В частности,
космологический или нравственный
аргументы убеждали и продолжают убеждать
многих людей в том, что Бог как некий
Абсолют, безусловно, существует. Но это
уже немного другая тема для разговора.
А сейчас давайте рассмотрим несколько
библейских отрывков.
Деяния 17:10-12 —
«Братия же немедленно ночью отправили
Павла и Силу в Верию, куда они прибыв,
пошли в синагогу Иудейскую. Здешние
были благомысленнее Фессалоникских:
они приняли слово со всем усердием,
ежедневно разбирая Писания, точно ли
это так. И многие из них уверовали, и из
Еллинских почетных женщин и из мужчин
немало».
Обратите внимание
на то, что люди, которые не верили на
слово апостолам, а проверяли их проповеди
по Писанию, названы более благомысленными
(или «более открытыми» в другом переводе),
чем те, которые жили в Фессалонике, и
которые не разобравшись в сути дела,
устроили беспорядки и вынудили их
покинуть город. Мы видим, что проверка
сказанного не только не осуждается, но
и относится в Библии к несомненным
добродетелям. Причем в данном случае
проверке подверглись люди, обладающие
серьезным авторитетом в церковных
кругах.
Иакова 1:5-7 — «Если
же у кого из вас недостает мудрости, да
просит у Бога, дающего всем просто и без
упреков, - и дастся ему. Но да просит с
верою, нимало не сомневаясь, потому что
сомневающийся подобен морской волне,
ветром поднимаемой и развеваемой. Да
не думает такой человек получить
что-нибудь от Господа».
Казалось бы, этот
отрывок прямо говорит о недопустимости
сомнений. Однако здесь речь идет о
сомнениях совсем другого рода — сомнениях
в том, к кому мы обращаемся в своей
молитве. Конечно, если мы просим что-то
у Бога, то должны быть уверены, что будем
услышаны Им. Здесь нам необходимо быть
последовательными. Если мы верим, то и
живем по своей вере. А если пытаемся
совместить в ней противоречащие друг
другу вещи, то будем подобны той самой
«морской волне». И если будем пытаться
угодить всем, то значит полны внутри
себя идолов, и не уверены, какому из них
по-настоящему хотим служить.
Филиппийцам 2:14-16
— «Все делайте без ропота и сомнения,
чтобы вам быть неукоризненными и чистыми,
чадами Божиими непорочными среди
строптивого и развращенного рода, в
котором вы сияете, как светила в мире,
содержа слово жизни, к похвале моей в
день Христов, что я не тщетно подвизался
и не тщетно трудился».
Здесь в синодальном
тексте не очень удачный перевод. Словом
«сомнения» переведено греческое
«диалогисмос», означающее рассуждения
и споры. Если мы начали что-то делать,
то терять время на жалобы и споры уже
неразумно. Но, конечно, перед тем, как
что-то начать, нужно хорошо подумать.
Иоанна 20:24-29 —
«Фома же, один из двенадцати, называемый
Близнец, не был тут с ними, когда приходил
Иисус. Другие ученики сказали ему: мы
видели Господа. Но он сказал им: если не
увижу на руках Его ран от гвоздей, и не
вложу перста моего в раны от гвоздей, и
не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме
ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус,
когда двери были заперты, стал посреди
них и сказал: мир вам! Потом говорит
Фоме: подай перст твой сюда и посмотри
руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра
Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и
Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил,
потому что увидел Меня; блаженны
невидевшие и уверовавшие».
Обратите внимание
на то, что Иисус не осудил Фому за неверие,
но, напротив, благословил, дав ему явное
свидетельство о Себе. То самое
свидетельство, которое мы сегодня
считаем одним из самых важных новозаветных
доказательств божественной сущности
Христа. Можно быть уверенными, что слова
Фомы: «Господь мой и Бог мой!» были
искренними. Они продемонстрировали его
глубокую убежденность в своем Учителе
и намерение пронести это признание
через всю свою жизнь. Что, как мы знаем
из истории, он и сделал.
Пусть его подвиг
веры будет примером для каждого из нас.
Благословений вам в служении Богу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий